Книга пророка Исаии

Церковнославянский шрифт | Гражданский шрифт

# Перевод Толкование
1. Видение, еже виде Исаиа сын Амосов, еже виде на Иудею и на Иерусалим, в царство Озии и Иоафама, и Ахаза и Езекии, иже царствоваша во Иудеи. Видение, которое видел Исаия, сын Амосов, которое (он) видел на Иудею и на Иерусалим, в царство Озии и Иоафама,и Ахаза, и Езекии, которые царствовали в Иудее.
2. Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Слушайте небеса и внушите земле, ибо Господь говорит: сынов родил и возвысил, они же отверглись Меня Господь обращается к Ангелам "Слушайте небеса" ибо через них, как через духов служебных Господь внушает человеку...
Господь обращается к Ангелам "Слушайте небеса" ибо через них, как через духов служебных Господь внушает человеку слово Свое "и внушите земле"
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».(Быт 1,27-28) Бог создал человека и возвысил его над всем что есть на земле, и в величие и славе своей никто, и даже Ангелы не могли сравниться с ним «Итак которому из дерев Едемских равнялся ты в славе и величии? Но теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю, будешь лежать среди необрезанных, с пораженными мечом. Это фараон и все множество народа его, говорит Господь Бог.» (Иез 31,18) Более того, Существа Ангельские, всякие существа духовные пребывали в нем, «На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные...» (Иез 31,6), и жили во свете, который являл им через человека Бог «Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих, ибо корень его был у великих вод».(Иез 31,7) Бог его возвысил настолько, что не было равных ему в Саду Едемском «...ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею». (Иез 31,8) «...все дерева Едемские в саду Божием завидовали ему». (Иез 31,9)
«А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: "царя поставь над нами"».(1 Цар 10,19)
3. Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша. Познал вол стяжавшего его, и осел ясли господина своего; Израиль же Меня не познал, и люди мои не уразумели Вол знает хозяина, владеющего им, и осел познал того, кто кормит его, кем живет он, человек же не...
Вол знает хозяина, владеющего им, и осел познал того, кто кормит его, кем живет он, человек же не познал Господа Бога своего, и люди, которых Господь сотворил и которые Его суть не понимают этого. Всякий человек живет и движется и существует Богом, всякое действие Богом определено и исполняется Им же, всякое приходящее к человеку доброго или злого, по нашему человеческому разумению, от Бога исходит и есть благо в высшей степени, призванное Владыкой для нашего же спасения. Бог есть во всех нас, ибо Он пребывает и Владычиствует в каждом из сущих, тело наше по существу рабски подчинено именно Ему, ибо по существу мы все рабы Божие, и плоть наша не имеет той свободы, о которой многие помышляют. Мы имеем произволение, данное нам Богом. Все, совершенно все во вселенной приводится в движение Богом, исполняется только Воля Его, другой Воли просто не существует в действиельности или в совершении. Все противление Воли Его есть ничто и существует лишь в самой твари, в сопротивнике. Его противление есть плод безумия и вымысел, фантазия, призрак которое не исполняется и мертво. Так и воля человеческая протна Божией воле если ищет своего, она не исполняется и не существует, ибо вне воли Божией ничто не может существовать, а Бог не создавал самого противления или греха, посему его просто нет в истинном смысле. Воля человека угодная Богу есть свободное принятие Воли Божией, и нет чего то своего чем бы мы могли угодить Богу. Господь освобождает человека по его волеизьявлению чтобы человек будучи свободным принял Господа. Совершенно определенно то, что человеческое естество находясь в своем естественном состоянии, в Боге, имеет истинную свободу и збирает благое не выбирая, ибо невозможно естеству будучи свободным в Боге избрать противное Богу, для этого естество должно непременно удалиться от Боги и тем самым потерять свободу, как случилось с Адамом. Но пока или уже человек пребывает в Господе, в Духе Его, он истинно свободен и не имеет принуждения со стороны греха к противлению воле Божей, а посему и не нуждается в избрании блага, но принимает, а не избирает Господа свободно. Ибо самое избрание или выбор есть производная борьбы добра со злом внутри человека, посему пока человек не до конца освобожден от уз греховных, он вынужден в борьбе понуждать себя противиться злу и избирать Господа, этот выбор есть испытание (искушение) злом. Во Христе небыло греха, посему Он был во всем испытан (искушен) подобно нам кроме греха. Борьба Его была с грехом нашим а не Своим, и Христос не избирал между благим и злым, Он еще в младенчестве, еще до того, как стал различать благое и злое принял благое, как младенцы еще до познания горького и кислого избирают сладкое и вкусное, молоко, мед и масло. Посему, свобода которой обладал Сын Человеческий по рождению от Марии Девы, дала Ему принять Бога без какого либо выбора. В свободе нет самого выбора «принять или нет» это неправильное понимание свободной воли человека, это и есть грех, потому что есть принятие Воли Божией свободно человеком или смерть от противления воле Его, но по милости Бог оставил путь смерти, чтобы спости творения свои, которые умерли, воспротивившись воле Его. Если человек исполняет волю свою, то он мертв, и то, что мы называем или познаем волей человеческой, есть призрак, это ничто, ложь или фантазия исходящая от помрачения во тьме твари, которая удалила себя от Света Истины, от Бога. Самое безумие подобного противления крепко связано с неимоверной гордыней, признанием себя богом. Есть Воля Божия, исполняющаяся в человеке Святым Духом и есть смерть во тьме, в противлении Воле Его. Всякое действие не предшествует воле человека и воля его не определяет само действие, но обличает самый грех противления, который скрыт от нас и действием Бог дарует нам познать его и покрыть покаянием. Посему человек есть образ Божий, который явил нам всемилостивый Господь, всякий человек свят и сообразен Богу ибо мы не можем видеть Бога и Он явил нам Себя в ближних наших. Но мы будучи слепы видем в ближних то, чего не существует, или вернее познаем в них то, чего в них нет, но это есть в нас. Они как зеркало, они Божественный Свет обличающий нас, наши грехи, Ведь сам человек, его душа и тело созданы Богом, и вся жизнь с дыханием, всеми движениями, познаниями, желаниями и волеизьявлением от Бога исходят. Именно Богом мы живем, движемся и существуем, говорит Апорстол (Деян 17,28) И воля наша дана нам Богом свободно избирать Волю Его, ибо где Дух Господень , там свобода, но свобода принятия Воли Божией или не принятия Ее, свобода выбора жеть или умереть, ибо жить можно лишь приняв Волю Божию свободно, вне Нее смерть, ничто не живет вне воли Творца, посему, ничего человек не может делать без Бога (Ин 15,5) но вне Бога смерть и нет никакой воли, это ложь и выдумка существ падших, фонтазии, не существующие «реалии». В том и познается грех, когда человек лукаво наделяет себя свободной волей не только желать того, что никогда не осуществится, потому что все, что желает человек, ища своего, есть противление Воле Божией – это и есть грех. Более немыслимо полагать, что человек сам исполняет или совершает волю свою греховную, это заблуждение и нет в нем истины, граничащее с безумием, тщеславием и гордыней, признания себя богом. Ибо самое действие есть власть, и эта власть принадлежит лишь одному Богу (Рим 13,1), посему только Он создает действие во всем и вся вселенная движется и колеблется по Его моновению. Человек лукаво и лживо назначает всякому действию свою причину и полагает что от его собственной воли это действие совершается им самим и что это действие совершается для достижение именно его желаний. Но это не так, ибо Бог берет волю человека как предлог в судах Своих и Своей властью творит Свою Святую волю, промышляя о всей твари.
Воля человека лишилась свободы по смерти души, ведь в смерти нет свободы, но есть рабство греха, и грех постоянно склоняет человека к противлению Воле Божией, не Бог ли позволил этому быть? Именно Всемилостивый Господь дал человеку жить тленным телом, будучи мертвым душой, какбы жить мертвым, и ожидать спасения по обетованию Божиему через воскресение.
Грех не присущ человеку, ибо не создавал Бог ничего противного Своей Воле, посему, что Бог не создавал, то не может существовать в истинном понимании вещей. Грех есть противление Воле Божией, но не более того, он ничто перед Богом и влиять не на что не может сам собой, но по Воле Божией приобразуется во всеобщее благо. Бог показывает нам грех через нас самих, наши действия и через наших ближних, которые и есть Обличие Бога, Его Образ, Его действия в них, Его сила явлена на них, Его слава и милость в них пребывает. А всякое зло, которое мы видим в людях, есть то зло, которое в нас пребывает. Ибо все действия, как наши, так и ближних наших, совершенно все вокруг, обличает нас и как зеркало отражает нашу греховную сущность, ведь как уже говорилось, всякое действие происходит от Бога, от Его Святой и Праведной Воли, как обличение, ответ на наше противление, возникающего от семени греховного движемого похотью и разжигаемого нас демонами относительно различных объектов. Нет в ближних наших ничего скверного и злого, всякий человек чист и свят, ибо Бог пребывает в нем, и то, что Бог очистил, не может быть скверным (Деян 10,15) Нужно разделять грех пребывающий в человеке (извне) и сущность человеческую, которая не переиначивается и не изменяется, посему противление Воле Божией подлежит осуждению и есть грех, но человек в сущности Божий и святой есть Образ Божий и любить его нужно как Бога «Кто говорит: "я люблю Бога ", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4,20) Ненавидя ближних мы ненавидим Бога, а любя ближнего нашего, мы любим Бога, явившего нам Себя в наших ближних.
Само тело Божественно, все, что оно претерпевает в процессе жизни имеет Божественное начало, Волю Божию, которая волю человека, ее противление или принятие Воли Божией, обличает действием непостижимо и премудро определенным Богом. Человеческая воля поставлена в определнные условия, созданные Богом, и призвана вскрыть (проростить) греховное семя, и в этих условиях (искушениях или испытаниях) изьявляет свою свободу принятия Божией Воли и получает новое действие определенное Богом, которое приносит много плода, ибо Господь исполняет Свою Волю через человека. Но если человек оказывает противление воле Божией, которая становится от этого греховной или противной волей, она ничто, она есть сам факт противления, и на это Господь определяет действие обличающее грех противления и непостижимым образом приносящее благо окружающим, как смирение, кротость, послушание… и непостижимо ведушее человека к покаянию и исправлению покрывая одним действием другое действие. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».(1 Кор 6,19-20)
4. Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии, остависте Господа и разгневасте Святаго Израилева, отвратистеся вспять. Увы, род грешный, люди исполненные грехов, семя лукавое, сыны беззакония, оставили Господа и разгневали Святого Израилева, отвратились вспять Род грешный – род Адамов, семя лукавое посеянное в Адаме «Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама...
Род грешный – род Адамов, семя лукавое посеянное в Адаме «Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия народило оно доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба!»(3 Езд 4,30), сыны беззакония или беззаконника – дьявола «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего».(Ин 8,44) Отвратились вспять, значит повернулись задом, пятами к Владыке Царю, ибо поворачиваться спиной к Царю земному есть великая дерзость, не говоря уже о Боге.
5. Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль. Что еще уязвляетесь, прилагая беззаконие, всякая голова в болезни, и всякое сердце в печали Сколько же еще будете уязвлять себя прилагая беззакония, всякая голова в болезни, и всякое сердце...
Сколько же еще будете уязвлять себя прилагая беззакония, всякая голова в болезни, и всякое сердце в печали. Ведь самые беззакония от человека исходят, от похотей его, и не Бог виновен в этом, тем самым человек сам себя уязвляет, вся голова в болезни, заполнена непотребствами, это око души стало слепо и глухо, помрачилось противоестественным ведением, познанием мира сего, от этого всякое сердце пребывает в печали, само этого не осознавая, постоянно неудовлетворенное, неспокойное, исполненное смятения и гнева, ищущее несуществующего в этом мире успокоения и блаженства
6. От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. От ног даже до головы нет в нем целости, ни струпья, ни язвы, ни раны воспаленные некому пластыря приложить, или елея, или обвязать
7. Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людий чуждих. Земля ваша пуста, города ваши огнем сожжены, страну вашу перед вами чуждые поядают, и опустев низвращена от людей чуждых Душа ваша пуста, нет в ней Бога, как пустыня бесплодная неорашаемая дождем, поросшая тернами и волчцами. Тела ваши, плоть...
Душа ваша пуста, нет в ней Бога, как пустыня бесплодная неорашаемая дождем, поросшая тернами и волчцами. Тела ваши, плоть ваша сожжены огнем и истлевают становясь прахом, совершенно чуждые поедают вас, естество ваше неестественным образом используют, помрачая его и пожирая оставшееся, склоняя ко греху и беззакониям. Таким опустением низвращена (низвращение есть возвращение или вращевание вниз, как бы головой в землю, ведь обычно или естественно все растет вверх, а не вниз) от существ падших, от демонов, и тому что рождено от них, этих чуждых самому естеству человеческому, являющемуся образом Божьим
8. Оставится дщерь Сионя яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый. Оставится дочь Сиона, как шалаш в винограднике и как овощное хранилище в саду, как город воюемый Оставит Господь Иерусалим, как шалаш в винограднике для хранения овощей, «положиша Иерусалим яко овощное хранилище» (Пс...
Оставит Господь Иерусалим, как шалаш в винограднике для хранения овощей, «положиша Иерусалим яко овощное хранилище» (Пс 78,2) И превратится красивый город, бывший некогда Домом Божиим, в опустевшие развалины. Из ранее цветущего сада, виноградника Божиего, на котором произростали плоды винограда, из которого получалось хорошее вино, в место хранения плодов, потому что сам стал бесплодным и способным лишь хранить плоды, но не давать их. Человек есть ветвь с кедра Ливанского с рождения от своих плотских родителей, коим является Адам «Вот, Ассур был кедр на Ливане...» (Иез 31,3),а Господь наш Иисус Христос есть виноградная лоза «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин 15,1) и человек по своей воле может привиться к этой виноградной лозе «… а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины» (Рим 11,17) и станет приносить плоды добрые, будет плодоносной ветвью, ведь от доброго дерева рождаются плоды добрые. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые...»(Мф 7,17) А мы как ветви не можем приносить плода без самого дерева, «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».(Ин 15,5) Посему отвратившись от Бога человек пал и ветви упавшего дерева отломились от дерева, и перестали приносить плоды без самого дерева, сделались шалашом, кущей, овощным хранилищем. Сион есть церковь небесная, а дочь Сиона есть церковь земная воинствующая как город воюемый
9. И аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом. И если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, как Содом мы были бы, и Гомморе уподобились бы Речь идет о Спасителе Христе, названном здесь семенем, это семя Авраама, отца всех верующих «Но Аврааму даны были...
Речь идет о Спасителе Христе, названном здесь семенем, это семя Авраама, отца всех верующих «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал 3,16) И если бы Господь Бог не отдал Сына Своего Единородного для искупления грехов человеческих, если бы Господь наш Иисус Христос не принял крестную смерть и не искупил бы нас от греха, то с нами произошло бы подобное Садому и Гоморре
10. Услышите слово Господне, князи Содомстии: внемлите закону Божию, людие Гоморрстии. Услышите слово Господне, князи Содомские: внемлите закону Божию, люди Гоморрские Услыште слово Господнее которые в людях князья отверженные, демонские. Проникнитесь...
Услыште слово Господнее которые в людях князья отверженные, демонские. Проникнитесь вниманием к закону Божию, люди перстные, плотские, ибо Садом есть прообраз души, а Гоморра - плоти
11. Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь? Исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев, и и крове юнцев и козлов не хощу. Что мне множество жертв ваших, говорит Господь, Исполнен Я всесожжений овнов и тука агнцев, и крови тельцов и козлов не хочу Жертвы, приносимые людьми для себя, изысканные и красивые, не угодны Господу, Он ими присыщен, такие жертвы не очищают человека, а тешат...
Жертвы, приносимые людьми для себя, изысканные и красивые, не угодны Господу, Он ими присыщен, такие жертвы не очищают человека, а тешат его самолюбие и привозносят его перед другими. Самая угодная жертва Богу не определяется размером или высокой ценой, большим количеством денег, но сокрушением сердечным и покаянием, отдавая последнее ради Господа, пусть и ничтожно малое намного больше дорогого и многого, приносимого от излишка «Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».(Мк 12,43-44)) Так если миллионер построит Храм Господень не на последние деньги, но от излишка, образовавшегося у него посредством его торговли, то принесет жертву Богу куда менее угодную, нежели нищий больной старик пожертвует последние свои деньги чтобы помочь ближнему своему, такому же нищему и убогому, грешному и пьянице. Потому что первый сделал это от излишка, исполняя волю свою, а второй от скудости отдал последние гроши из жалости к ближнему, сокрушаясь и стеная, исполнил он волю Божию, ибо сказано, что жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
12. Ниже приходите явитися Ми: кто бо изыска сия из рук ваших? Ходити по двору Моему не приложите. Когда приходите явиться мне, кто просит изыски сии из рук ваших, ходить по двору Моему не приложите (не прилагайте напрасных усилий) Кто просит приносить такие жертвы? Они есть изыски из рук человеческих, ибо человек изыскивает по своей воле жертву Богу, изыскивает для...
Кто просит приносить такие жертвы? Они есть изыски из рук человеческих, ибо человек изыскивает по своей воле жертву Богу, изыскивает для души своей, для самоублажения, но не для Бога, ходят по двору Господнему нераскаянными, неизменно грешными, принося жертву видимую, остаются в душе сокровенно неочищенными. Господь повелевает не ходить по Его двору для таких жертв.
Жертва угодная Богу есть покаяние, сокрушение духа и сердца, но не всего лишь видимое служение и видимые жертвы, это Господь признает как изыски. «Не будут возливать Господу вина, и неугодны Ему будут жертвы их; они будут для них, как хлеб похоронный: все, которые будут есть его, осквернятся, ибо хлеб их - для души их, а в дом Господень он не войдет» (Ос 9,4)
13. И аще принесете Ми семидал, всуе: кадило мерзость Ми есть. И если принесете мне семидал, в суе: кадило мерзость мне есть В суе, то есть только видимо, осуетившись внутренне миром и заботами,...
В суе, то есть только видимо, осуетившись внутренне миром и заботами, пребывая во грехах и раскаиваясь
14. Новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю: поста и праздности, и новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя: бысте Ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших. Новомесячий ваших и суббот и дня великого не потерплю: поста и праздности, и новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя: сыт Я ими, к тому не стерплю грехов ваших Господь являет нам Волю Свою, что ни пост ни праздники ни субботы не угодны Ему, сыт Он ими, без истинного покаяния, милости и честности по отношению к самим себе, а...
Господь являет нам Волю Свою, что ни пост ни праздники ни субботы не угодны Ему, сыт Он ими, без истинного покаяния, милости и честности по отношению к самим себе, а значит и к Богу. Когда внешнее служение и соблюдение всяких правил ставятся выше внутренней чистоты, милости и покаяния
15. Егда прострете руки (вашя) ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо вашя исполнены крове. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и если умножите моление, не услышу вас: руки ваши исполнены крови. Вся красота служения, соблюдение постов и сама молитва не будут услышаны и приняты, если ненависть злоба и распри не будут удалены прежде «А...
Вся красота служения, соблюдение постов и сама молитва не будут услышаны и приняты, если ненависть злоба и распри не будут удалены прежде

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом

твоим, и тогда приди и принеси дар твой» .(Мф 5.22-24) Человеколюбивый Господь заповедал прекратить даже само служение Ему чтобы прежде примериться с братом своим, ибо любовь к ближнему превыше всего, и даже самого служения «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто».
16. Измыйтеся, (и) чисти будите, отимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших. Омойтеся, и чисты будите, удалите лукавства ваши от душ ваших пред очами моими, остановитесь (перестаньте, окончите) от лукавств ваших.
17. Научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу, Научитеся добро творити, взыщите правды, избавите обидимого, защитите сироту и оправдайте вдовицу. «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то...
«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф 12,7) и еще: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».(Ос 6,6) Милость Господь ставит превыше всяких жертв, как служений и соблюдений всяких правил, и Боговедение более всесожжений. И по сути, любовь к ближнему и милость есть то служение, которое угодно Богу, а все посты, правила и Богослужения в Храме есть средства достижения этой цели.
18. и приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю. И придите, и разберемся (рассудим), Говорит Господь. И если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю: если же будите как червленое, как волну убелю.
19. И аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте: И если захотите и послушаете меня, блага земли вкусите: Именно «захотите», изьявите желание, свою волю послушать Господа, поверить...
Именно «захотите», изьявите желание, свою волю послушать Господа, поверить Ему, а не сделать что либо, ибо делами невозможно угодить Богу, но верой, причем не сказано просто «послушаете» или «поверите», но «захотите и послушаете», ибо слышание и самая вера дается как дар возжелавшему ее. От нас необходимо само желание и тогда мы начнем «слышать» слова Господа.

Но если не захотим, то и не послушаем, так и останемся «глухими», как сказано «слышать будут, и не услышат», по милости Божией, чтобы нам не быть осужденными более, как слышущие и не исполняющие, нежели не слышущие и согрешающие, во втором случае «биты будем меньше», если поступим так по неведению «меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Тим 1,13) Итак если не захотим, то и не послушаем Господа, так и останемся осужденными на смерть от рождения, унаследованную от Адама, ведь мы все рождаемся во грехе и уже осуждены, и если не захотим милости Божией, не

пожелаем слышать Его, то не получим прощения грехов от веры единственно, а попадем под меч Закона, которым не оправдывается пред Богом никакая плоть, Законом познается грех.
20. аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия. Если же не захотите, и не послушаете меня, меч пожрет вас: уста Господни сказали это. Два пути определил Господь для челвека: путь Божий (определенный Богом для человека) и путь человеческий...
Два пути определил Господь для челвека: путь Божий (определенный Богом для человека) и путь человеческий (определенный человеком для самого себя), принять волю Божию или жить по своей воле, познать Бога своего и смириться пред ним или признать богом себя и слушать во всем самого себя. Эти два пути предопределены Богом, они готовы еще до создания мира и оба эти пути спасительны, но «вкус» спасения у них разный, одни пути не прямые, они горьки и прискорбны, другие прямые, они наполнены добром и проходят вдалеке от бедствий.

Но угодно было Ему, чтобы люди выбирали благое свободно и думали что это их, хотя это всецело от благодати. Путь Господень, уготованный для верных Его есть благо в высшей степени, и путь человеческий, греховный и не угодный Богу вовсе не являющийся благом, всемогущий Бог приобразует непостижимым образом во всеобщее благо, причем не меньшее, и непостижимое до времени, но вторым путем Он ведет человека к спасению неимоверными скорбями и лишениями.

Не так, чтобы Бог воздавал за то, что человек отвергает волю Божию и выбирает путь не угодный Ему, но по непостижимой любви Господь ведет его ко спасению, только путь этот для человека становится тяжелым и скорбным. Все пути Господни милость и истина, посему промысел Божий в высшей мере спасителен и благ, Он никому не воздает злом за зло, и нас учит уклониться от зла и сотворить благо, любить ненавидящих нас, обижающих нас и гонящих нас, Господь постоянно устрояет совершенно все во вселенной для всеобщего спасения.

Примером может послужить больной, который получил после осмотра рекомендации врача, рецепты и назначенные мероприятия, которые привели бы его к выздоровлению, но больной вознерадел и не принял ничего из предписанного ему врачем, а стал жить по своему разумению и усмотрению, в результате болезнь прогрессировала и достилга крайней меры. Больной срочно доставлен в больницу и ему в скором порядке была назначена операция, которая явилась более болезненной, нежели ранее назначаемое лечение. В обоих случаях больной получит избавление от своей болезни, но его мучения возросли неимоверно из за операции и послеоперационного периода, но ведь и врач не мстит больному за его нерадение, не из воздаяния он назначил операцию, а ради спасения больного.

Бог никого не оставляет и никому не воздает злом за зло, Бог верен, а всякий человек лжив, как ниприсано, это мы меняем свое отношение к ближнему по тому, как этот самый ближний относится к нам, сердимся или жалеем, или милуем или наказываем, но Бог неизменен во всем и любовь Его никак не может измениться. Никакая сила не может изменить непостижимую благость Божию к творению своему, ни наша злая воля, даже неимоверная хула демонов является ничтожной каплей в океане безбрежной благости Божией. И когда мы говорим, что Бог оставил грешника, то ошибаемся, ведь человек сам удаляет себя от Господа, по собственной воле, выбирая путь свой собственный, заключающийся в исполнении своей воли, а не Божией «И не послушаша людие Мои

гласа Моего, и Израиль не внят Ми: и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих». (Пс 80,12-13) Но и в этом случае Бог не оставляет творение свое, и неприрывно промышляет о его спасении вне зависимости от воли самого творения, хочет оно этого или нет, ибо само творение неприложно пребывает в Боге если не всегда по благоволению, то всегда по существу, ведь мы Им живем и движемся и существуем «А Сион говорил: "оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!" Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».(Ис 49-15) Говоря о спосительном промысле и непостижимой благости Божией заметим, что самое помилование грешника, прощение ему всех грехов происходит лишь по желанию грешника, по его вере и покаянию, которые являются благим даянием Божиим и даруется по предвидению Божиему всем желающим и способным приять сей дар. Те же, кто не получили этого великого дара, принимают другой путь, заключающийся не в прощении, а в искуплении грехов, которое доставит творению неописуемые страдания «истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».(Мф 5,26)

«Всякий, кто спасется и возможет делами своими и верою, которою веруете, избежать от преждесказанных бед, останется, и увидит спасение Мое на земле Моей и в пределах Моих, которые Я освятил Себе от века. Тогда пожалеют отступившие ныне от путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках. Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния, и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении».(3 Езд 9,7-12)
21. Како бысть блудница град верный Сион полн суда? В немже правда почиваше, ныне же (в нем) убийцы. Как блудница стал город верный Сион полный правосудия, в нем же правда уснула, ныне же (в нем) убийцы
22. Сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Сребро ваше не искушено (не испытано), корчемницы (трактирщицы) твои мешают вино с водою
23. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии. Князья твои не покоряются, сообщники воров, любящие дары, гоняющиеся за мздой, сирот не оправдывающие и делам (просьбам) вдовиц не внимающие.
24. Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя, и суд врагом Моим сотворю: Сего ради, так говорит господь Саваоф: горе крепким во Израиле: не перестанет ярость моя на противников (противящихся), и суд врагам моим сотворю:
25. и наведу руку Мою на тя, и разжегу в чистоту, непокаряющихся же погублю, и отиму всех беззаконных от тебе, и всех гордых смирю. И наведу руку мою на тебя, и разожгу в чистоту (пошлю искушение для очищения), непокоряющихся же погублю, и отниму всех беззаконных от тебя, и всех гордых смирю .
26. И приставлю судии твоя якоже прежде, и советники твоя яко от начала: и по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион. И приставлю судий твоих как прежде, и советников твоих как и от начала: и по сих (поэтому) наречешься град правды, матерь городам (столицей), верный Сион.
27. С судом бо спасется пленение его и с милостынею. С судом спасется пленение его и с милостынею Самый суд есть спасение Сиону, суд Божий и...
Самый суд есть спасение Сиону, суд Божий и есть судьба, определенная Богом человеку. Господь познал человека вместе с его волей, предвидев все, что совершит он, как поведет себя в той или иной ситуации, и на основании этого Бог определил всю жизнь для каждого отдельного человека, с ее временами рождения, жизни и смерти, окружением и совершенно всем, с чем он (человек) встречается при жизни. Для того, чтобы человек познал грехи свои и принес покаяние. «… судьбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота».(Пс 18,10-11) И во всем этом есть милость Господа нашего, не по справедливости судит Бог человеков, хотя она и неотъемлема от суда Его праведного, но по милости, ибо по справедливости человек не заслуживает спасения, а по безграничной милости Божией всякий грешник не лишен надежды. Как и Святой Исаак Сирин Говорит в беседе 91, в своих словах подвижнических «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. Ибо говорит: «благ есть» к лукавым и нечестивым (Лк. 6:35). И почему именуешь Бога правосудным, когда в главе о награде делателям читаешь: «друже, не обижу тебе... хощу и сему последнему дати, якоже и тебе. Аще око твое лукаво есть, яко Аз благ есмь»? (Мф. 20:13-15). Почему также человек именует Бога правосудным, когда в главе о блудном сыне, блудно расточившем свое богатство, читает, что при одном сокрушении, какое явил (сын, – отец) притек, и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством своим? Ибо никто другой сказал сие о Боге, чтобы нам сомневаться о Нем, но Сам Сын Божий засвидетельствовал о Нем сие. Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер? А если так Он милостив, то будем веровать, что не приемлет Он изменения».
28. И сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, и оставившии Господа скончаются: Сокрушатся беззаконные и грешницы вкупе, и оставившие Господа скончаются. (Беззаконные есть князья в душах наших, дьявол и демоны,...
(Беззаконные есть князья в душах наших, дьявол и демоны, а грешницы есть противящаяся воле Божией плотская душа , которая служит греху противления по навету врага. Сокрушатся в самом человеке все беззаконные и грешные, будут отделены от сердца обрезанием нерукотворным этой крайней плоти. И с этим оставившие Господа в

самом человеке скончаются, их в нем не станет, они будут удалены от него как восток от запада.

«…Но погибло все что было в них позорного и отвратительного, причастного безумию, жившего нечестиво, пренебрегшего Христом, подающим спасение…» (Свт. Кирилл Александрийский)
29. занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша, и посрамятся о садех своих, ихже возжелеша. Потому что постыдятся о идолах своих, которых сами восхотели, и посрамятся о садах своих, которые возжелали Идол есть и сама плоть, это видимый человек управляемый страстями за которым стоят демоны, которому покланяется...
Идол есть и сама плоть, это видимый человек управляемый страстями за которым стоят демоны, которому покланяется плотская душа, истукан царя Новухудоносора есть прообраз плоти, которой он повелел поклоняться. Постыдятся о таком поклонении сердца освобожденные, за то что сами восхотели иметь такое поклонение и попечение превратившееся в похоть, и посрамятся о садах своих взращенных в душах своих которые возжелали.
30. Будут бо яко теревинф отметнувый листвия (своя), и яко вертоград не имый воды. Будет как теревинф отметающий листья (свои), и как сад не имеющий воды. Теревинф - это дерево, особенностью которого является то, что оно создает благоприятную...
Теревинф - это дерево, особенностью которого является то, что оно создает благоприятную тень, но листья его быстро опадают

С этим деревом сообразуются беззаконные и грешницы, которые опадут и лишаться своих листьев, будучи тенью для других, не смогут более давать эту тень, станут совершенно бесполезными. Как сад не имеющий воды засохнут от недостатка Божественного источника оживляющей влаги.
31. И будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя, и сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй. И будет крепость их как стебель изгребия, и делание их как искры огненные, и сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе (вместе), и не угаснут. Стебель изгребия - стебель льна у колоса, у самого гребня, обычно тонкий и хрупкий, легко ломающийся. Беззаконницы и грешницы потеряют крепость свою и...
Стебель изгребия - стебель льна у колоса, у самого гребня, обычно тонкий и хрупкий, легко ломающийся. Беззаконницы и грешницы потеряют крепость свою и станут подвержены скорой погибели, и как ударами молотила отламывается от стебля колос в месте их скрепления, у изгребия, так и плоть греховная и вся нечистота будет удалена Господом от сердца, как восток от запада. Господь нерукотворным обрезанием обрежет крайнюю плоть с сердца, отделив самого человека от этой плоти. И дела плоти как искры зажгут плотскую душу и не угаснет пламя это, как и высушенный лен или солома возгораются и угасить их невозможно.